Гастрономический туризм в Приангарье: Муки рождения

В Иркутске в рамках выставки «Байкалтур» в «Сибэкспоцентре» прошёл круглый стол на тему привлекательности Приангарья в сфере гастрономического туризма. Организатором круглого стола стал проект «Вкусно38». Обсудить такую вкусную тему пришли рестораторы, фермеры, чиновники, представители туристических агентств, журналисты при этом каждый имел своё представление как о туризме, так и о гастрономии. В чём были единодушны все собравшиеся, так это в оценке состояния гастротуризма и его составляющих компонентов. В Иркутской области такого направления туризма пока нет.

Но уже есть первые робкие попытки провести гастрономические мероприятия для туристов, в том числе и иностранных. А ещё есть «хотелки», чтобы гастротуризм не просто появился, но и стал изюминкой многих туров и маршрутов.

В ходе круглого стола наметились четыре сектора, где стоит в ближайшее время ожидать появление проектов, связанных с гастрономическим туризмом.

Во-первых, это выезд туристических групп на эко-фермы, с возможностью лично поработать сельхозработником, увидеть сельскую сибирскую жизнь изнутри, попариться в настоящей русской бане и принять участие в обильной трапезе после неё. И, как завершение, приобретение местных деликатесов в дорогу, чтобы увезти их с собой. 

Увезти с собой сибирские деликатесы можно и без загороднего вояжа. Это второй сектор гастротуризма. Достаточно приехать группой в магазинчик фермерских продуктов. Которых пока в Иркутске тоже недостаточно. Третьим сектором являются традиционные трапезы  (обеды, ужины) в ресторанах и кафе. И тут выясняется, что ресторанов с классической русской кухней, а тем более, с кухней староверческой в Иркутске нет. А вот бурятская, и даже монгольская кухни в столице Восточной Сибири представлены широко.

Четвертым направлением гастротуризма должны стать многочисленные мастер-классы по приготовлению сибирских каш, блинов, пельменей, а также настоек, отваров. Пионером этого направления уже выступила студия «Анетти».

Развивать каждое из этих направлений - дело непростое и заниматься этим надо не один год. Но перспективы есть. Как рассказала начальник отдела развития въездного и внутреннего туризма агентства по туризму Иркутской области Владислава Карпович, ведомство проводило опрос среди китайских туристов, и выяснилось, что их интересы разделились: половина хотела бы попробовать местные блюда, а вторая хочет есть свою национальную китайскую еду. Среди русских туристов любителей местной пищи ещё больше: они едут к нам за омулем, буузами и дикоросами. 

Чиновница посетовала, что в регионе мало уделяют внимание событийному туризму с гастронмическим уклоном. Но и здесь ситуация меняется, сообщила она. И поставила в пример такие мероприятия как фестиваль сладостей «Байкальская ватрушка», клубничный фестиваль «Виктория», Фестиваль омуля – все они привлекают внимание туристов.

Далее слово взяла Анна Лазарчук, руководитель отдела маркетинга компании «Альянс Ресторанс». Она рассказала о вкладе в туристическую сферу каждого заведения сети: Так, ресторан «Стрижи» -это гастрономический ресторан европейской авторской кухни, куда устрицы привозят самолётом. Но всвязи санкциями стали чаще использовать местные фермерские продукты. Ресторан «Киото» - первый японский ресторан в Иркутске. Ресторан «Bier Haus» - позиционируется как заведение для гостей из Германии, Чехии, Австрии. Американский гриль-бар «The Rocks», британский паб «Fuller’s», лапша-бар «My way»  - у каждого заведения четкое позиционирование, в том числе акцент на национальную кухню. Существует  календарь событий по заведениям «Альянс Ресторанс», он есть в отеле «Sayen», чтобы гости всегда знали, где смогут провести время.

Далее слово взяла Светлана Контышева, специалист турагентства «Байкал САН-Вояж», которая посетовала, что туристов приходится водить на рынки, в Торговый центр, хотя есть прекрасные производители чая или мёда, но невозможно их найти, они о себе не заявляют. Также она подняла актуальную проблему позиционирования национальной кухни: «Бурятская кухня хорошо позиционируется, их блюда все идентифицируют. А русская кухня где?». 

От местных производителей выступили фермер Сергей Перевозников, который начал свою презентацию с того, что одна из главных проблем – гигантомания. То есть огромный процент занимают крупные производства, а должно быть много маленьких конкурирующих предприятий. Маленький производитель не может конкурировать с индустриальным производством. Местное качественное всегда будет дороже привозного поточного – это решение каждого ресторатора.

Илларион Трифонов, владелец эко-фермы «Курма» поделился своим опытом. Он объездил эко-фермы в Турции, Испании, Франции, Бали, Таиланде, Китае: «Завели трех баранов и двух коз – это не эко-ферма, это крестьянское подворье. Эко-ферма – это томаты, виноград, животные, маленький гостиничный домик, кафе, где гости смогут попробовать экологические продукты. У каждой страны есть своя развлекательная часть, например, баня, рыбалка». Сейчас у Иллариона есть свой дом, небольшая гостиница, баня, птичник и овчарня с козами, баранами, кроликами, вьетнамскими свинками. Хозяйство готовится к приему туристов.

Свою точку зрения на данную тему выссказала и Марина Рихванова, лидер конвивума (местного отделения) «Slow food-Байкал». Она рассказала о возможностях движения Slow food для развития туризма. Это движение родилось в Италии чтобы поддержать местных производителей здорового питания. В России тоже есть несколько отделений, а всего по миру 150 стран-участников.  То есть, если путешественник, приверженец движения, приезжает в другую страну, он практически везде найдёт поддержку сподвижников и местные заведения здорового питания.

Свою лепту в общую дискуссию внёс Виталий Кудреватых, представитель движения "Родовые поселения Иркутской области", рассказал о своём поселении "Белые росы". Основа движения – гармоничные взаимоотношения между человеком и природой. По словам Виталия, туристам могут быть интересны праздники, существовавшие в русской культуре испокон веков. На празднованиях отсутствует алкоголь. И еда вегетарианская - это подход данного хозяйства. На базе поселения создана фирма «Царица Сибири», которая занимается производством иван-чая и переработкой дикорастущих сезонных растений. Есть даже гастрономический тур по истории иван-чая, который длится весь день. Экскурсия по производству начинается с момента сбора до получения готовой продукции.

Дискуссия получилась оживлённой. Участники признали что гастрономический туризм может и должен стать драйвером роста и качественных изменений туризма в Прибайкалье. Но пока об этом можно говорить только в будущем времени.